В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащаются компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.
Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.
Общими мерами по созданию безопасной информационной системы в школе являются:
- Защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.)
- Использование контентной фильтрации Интернета, для фильтрации сайтов с одержимым, далёким от задач образования.
- Обучение детей основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Федеральный закон от 29.12.2012 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» открыть
Федеральный закон от 28.07.2012 N 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» открыть
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» открыть
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» открыть
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» открыть
Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» открыть
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 14 мая 2018 г. N 08-1184
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для сведения разработанные Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети "Интернет".
Директор Департамента
А.Е.ПЕТРОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О РАЗМЕЩЕНИИ НА ИНФОРМАЦИОННЫХ СТЕНДАХ, ОФИЦИАЛЬНЫХ
ИНТЕРНЕТ-САЙТАХ И ДРУГИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ИНФОРМАЦИИ О БЕЗОПАСНОМ
ПОВЕДЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ"
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ
РЕСУРСЫ ДЛЯ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ»
Проект «Разбираем Интернет» http://www.razbiraeminternet.ru/ посвящен тому, как получить доступ к знаниям, находить нужную информацию, критически оценивать контент, создавать собственные интернет-проекты, общаться, соблюдая правила безопасности. На сайте также можно пройти тест на знание правил поведения в сети и получить сертификат за его успешное прохождение.
Линия помощи «Дети онлайн» http://detionline.com/helpline/about - бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет.
Общероссийский сайт «Помощь рядом» http://pomoschryadom.ru предназначен для детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет. Основная его цель – помочь несовершеннолетним в сложных вопросах, с которыми они могут столкнуться в своей жизни, путем предоставления безопасной информации и бесплатной психологической онлайн помощи, в том числе по вопросам, возникающим при использовании сети интернет.
Онлайн-игра «Прогулка через Дикий Интернет Лес» посвящена вопросам обеспечения безопасности в Интернете: http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru.
Материалы к урокам безопасного интернета: http://ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=3652.
«Основы безопасности детей и молодежи в Интернете» http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm - интерактивный курс по Интернет-безопасности.
Проект «Что ты знаешь о персональных данных?» http://xn--80aalcbc2bocdadlpp9nfk.xn--d1acj3b/ Роскомнадзора содержит информационные и развлекательные материалы (тесты, игры видеоролики, раскраски), посвященные защите персональных данных.
Защищаем детей в Сети: руководство для родителей
https://ru.vpnmentor.com/blog/защищаем-детей-в-сети-руководство-для
ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ПО БЕЗОПАСНОМУ ИНТЕРНЕТУ
НЕЛЬЗЯ
Сообщать свою частную информацию посторонним лицам (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, фотографии себя, друзей, родителей).
Менять настройки антивируса и открывать сайты, которые заблокированы.
Сохранять и открывать подозрительные файлы, в том числе отправленные через электронную почту.
Рассылать спам, «информационную грязь», «письма счастья».
Грубить, придираться, оказывать давление, вести себя невежливо и агрессивно, заниматься «троллингом», это может нанести вред тебе или твоим близким.
Не проверив сайт, отправлять деньги, расплачиваясь за покупки.
Встречаться с Интернет-знакомыми в реальной жизни (особенно детям): за псевдонимом в интернете может скрываться злоумышленник.
ОСТОРОЖНО
Читаешь о себе неправду в Интернете — сообщи об этом своим родителям (опекунам). Приглашают переписываться, играть, обмениваться – проверь, нет ли подвоха или посоветуйся со старшими.
Незаконное копирование файлов в Интернете запрещено (пользуйся ссылками).
Открыл что-то угрожающее — не бойся позвать на помощь.
МОЖНО
Ответственно относиться к логину и паролю.
Использовать «ник» (выдуманное имя) в переписке и переговорах.
Уважать другого пользователя.
Получив оскорбительное сообщение, прекратить общение.
При копировании информации из Интернета, делать ссылку на него.
Познакомился в сети и хочешь встретиться – посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.
Открывай только те ссылки, в которых уверен.
Интернетом лучше всего пользоваться, когда поблизости есть кто-то из родителей или тех, кто хорошо знает, что такое Интернет, и как себя вести в сети.
Компьютер предназначен для образовательных программ и игр, помощи в учебе и чтения интересных книг.
БЕЗОПАСНАЯ РАБОТА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03):
Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка.
Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день. При этом компьютерные игровые занятия рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз.
Нормы времени нахождения детей за компьютером:
• Первоклассники – 10 минут.
• Ученики 2-5-х классов – 15 минут;
• 6–7-го – 20 минут;
• 8–9-го – 25 минут;
• 10–11-го в течение дня разрешается сидеть за компьютером не больше полутора часов.
После 15-20 минут работы за компьютером ребенок должен делать специальную зарядку для глаз.